Фотовыставки: зачем они нужны? Хватает онлайн?
Давайте про фотовыставки подумаем. Минск сейчас бурлит фотособытиями. Вопрос в заголовке, собственно: нужны ли современному миру фотовыставки?
Небольшая предыстория. Как-то разговорился с одним приятелем на тему фотографии. К концу разговора затронули тему фотовыставок и он у меня спросил, зачем я в них участвую и, тем более, занимаюсь их организацией. Естественно, что моими аргументами были фразы в духе: раз я получаю изображение, то я должен довести его до финальной точки — отпечатка. Но поскольку у меня есть отпечаток, последнему нужен зритель. Мой собеседник в противовес пытался доказать, что инстаграма достаточно: и аудитория больше, и тематика разнообразнее. А аналоговая печать и вовсе бессмысленна, т.к. мир высококачественных принтеров гораздо шире и красочнее нежели мир серебра, тонеров и альтернативной печати…
Вот интересно, о чем говорит такой подход к выставкам? Получается, заменив слово «фотовыставки» на: кино, музыку, изобразительное искусство, балет и т.д., можно просто уничтожить любые попытки демонстрации этого вида искусства зрителю. Ладно, я решил провести опрос среди «нефотографов»: когда последний раз посетил фотовыставку, ее тема, понравилась ли, и финальный вопрос — нужны ли они. Несмотря на то, что люди культурные, образованные, результаты не утешительные.
Общение
Как-то для себя я всегда фотовыставки рассматриваю как серьезный шаг автора на встречу к зрителю. Тут и тематика работ, тут и отбор, и подготовка к экспозиции. Любая авторская или коллективная выставка собирает в зале собратьев по цеху. Можно с кем-то познакомится, пообщаться в более творческой и тематической атмосфере. К слову, так я познакомился с В.Ф. Сутягиным, общение с которым теперь меня вдохновляет на новые поиски и открытия.
Для художника выставка – одновременно профессиональная необходимость и потенциальные страдания. Этимология английского слова «выставка», «exhibition», дает представление о стрессах и негативных эмоциях, которые испытывает живописец или скульптор. Выставка, «exhibition», – место, где произведения художника выставляют напоказ; «to make an exhibition of oneself» – выставить себя на посмешище; «exhibitionism» – эксгибиционизм; «self-exposure» – «обнажение», «откровение», «разоблачение» (ср. фр. «Il s’expose» – «он показывает на выставке свои картины»); «to die of exposure» – умереть от холода, солнечного удара и т. п. ¹
А вот классики? Им и доказывать ничего не надо никому. Само собой, в сети полно интервью, фотографий, можно найти фотоальбомы. Но! Почему бы не подписать такой альбом у автора, не спросить о той или иной работе? Например, так можно было переговорить с легендарным А. Суткусом, задать вопросы Ю. Иванову, Г. Пинхасову. Итого, общаясь на таких выставках, беседуя с авторами, можно для своей фотографии почерпнуть новых идей, получить какие-то ответы.
Оформление
Ок, поболтать не проблема. Но затраты на печать, оформление и т.п. К чему такие траты и никому не нужны твои картинки. Открываем в сети и смотрим, наслаждаемся. Можно даже скачать понравившуюся. Похоже, чтобы никогда к ней не вернуться… Во первых, иногда работы покупают прямо на выставке, не говоря о том, что есть выставки-салоны, где цель как раз и стоит — продавать фотографию как искусство коллекционерам и простым покупателям. Во вторых, выставки помогают музеям пополнять свои фонды, т.к. некоторые темы, особенно ретроспективы, это кладезь для историков и т.д. В третьих, бывают проекты, которое спонсируются от начала до конца. Вот прямо со съемок и до финальных оформлений в рамы. Редко, само собой, но бывают.
Наслаждение
Технические аспекты фотовыставки тоже не маловажны. Совсем не одно и тоже смотреть на фотоснимок отпечатанный на фотобумаге (без привязки цифровая печать или аналоговая) и на мониторе. Например, работы Владимира Сутягина без паспарту имеют размеры 50х60: сюжет, детализация потрясающая, тонировка (не всегда корректно воспроизводимая на экране). Работы, в специально подобранном паспарту открывают какие-то дополнительные глубины в изображении. Что может быть лучше, чем придти в зал увидеть прекрасную работу, получить от этого наслаждение? Зачем себя лишать возможности жить в удовольствие?
Конечно, придя на выставку не в день открытия, что проводится не в самом проходном месте, можно увидеть пустой зал. Такое возможно хотя бы потому, что большинство музеев имеет такое неудобное расписание работы, что просто не у всех и получается ходить на фотовыставки при желании… Нельзя говорить, что выстаки не нужны, что интернет заменил походы в музеи и галереи.
Между тем, не смотря ни на какие трудности, фотовыставки проводятся. Вот несколько примеров только в сентябре открытых:
Фотовыставки к посещению в Минске:
- Фотовыставка Вадима Качана «Минск. Город и время»
- Бархатный сезон
- В Музее истории белорусского кино выставка С. Михаленко «Меланхолия»
- Месяц фотографии в Минске — набор выставок и событий фотографической тематики в галерея современного искусства Ў
- Экспозиция «Моисей Наппельбаум. Портрет эпохи» в Национальном историческом музее Республики Беларусь с 12 сентября по 15 октября
- В художественной галерее «Артель» проходит выставка победителей Московского международного конкурса фотографии MIFA с 12 по 30 сентября
- Фотавыстава беларускай перакладчыцы і паэткі Юлі Цімафеевай “Шпацыр у шэрым. Верш”, на пляцоўцы Літаратурнага музея Максіма Багдановіча
П.С. Естественно, что каждый волен выбирать себе интересы по вкусу. И ходит или нет — личное дело каждого.
¹ Из книги Филипа Хука «Завтрак у Sotheby’s. Мир искусства от А до Я»
Метки: белорусская фотография, выставка, галерея "Музей истории белорусского кино", галерея «Артель», галерея современного искусства Ў, Месяц фотографии в Минске, Национальная библиотека Беларуси, Национальный исторический музей