Оловянный тонер
Оловянный тонер — это, скорее, два в одном — тонер и усилитель изображения. Единственное, что как тонер он работает весьма загадочно — он может выдать абсолютно непрогнозируемый цвет, оттенок или вообще не заработать как задумывалось. для себя я этот вариант тонирования обозначил как поле для творчества и поиска. Научил процессу Владимир Анатольевич Журавков (за что ему огромное спасибо!!!), известный белорусский фотограф и профессионал в области химии.
Я расскажу в упрощенном виде о работе с тонером. Он очень капризный, как мне показалось, но это из-за свойств олова — хранится не долго, работает не долго, ванночка для тонирования должна быть чистой от химии, никаких металлических щипцов и т.д.
Пытался в сети найти что-то похоже по рецептуре, процессу и т.д., но кроме ссылок о том, что дихлорид используют в цветной фотографии, в процессе лужения и как пищевую добавку, как-то и не нашлось. Единственным стоящим документом, похожим на мои эксперименты, был научный труд группы ученых по усилению изображений на галогеносеребряных радиографических материалах¹, но это что-то сильно сложное составу (Тетрагидридоборат(III) натрия — вообще яд какой-то) и направлено на поиск замены серебра в материалах. Надо попробовать, тема для следующего эксперимента!
Оловянный тонер
рецепт:
Едкая щелочь (гидроокись натрия) | 50 г/л | |
Хлорид олова (II) (дихлорид олова) | 25 г/л |
Готовить раствор оловянного тонера нужно очень аккуратно. Сразу скажу — пользуйтесь перчатками, очками и любыми другими доступными средствами защиты от химии! Основной компонент тонера — едкая щелочь. Это вещество весьма опасное и требует внимания в процессе работы. В растворенную щелочь вводится хлорид олова при тщательном перемешивании до полного растворения последнего (если остаются хлопья, фильтровать нельзя — необходимо еще добавлять щелочь и перемешивать). Раствор равномерно мутный, не хранится, работает всего несколько часов.
Отпечаток отбеливают (отбеливатель Фармера, например), промывают и и помещают в оловянный тонер. Процесс восстановления серебра проходит практически мгновенно, но зависит от степени отбелки и концентрации тонера-усилителя. Восстановление можно растянуть, если разбавить раствор тонера-усилителя водой 1:10. После обработки оловом, следует обязательная промывка (30-40мин) и сушка (о том, как сушить отпечатки).
Мои пробы выполнены на баритовой бумаге Ilford MG Classic, 24х30, проявитель Мьюирса:
оригинал — f = 22, фильтр 5, 8 секунд:
Изменяем время экспонирования на ступень уменьшаем, т.к. снимок будет усилен. Он позволяет «подтянуть» света, а тени делает… Вот что выходит:
Цвет сканер передает как коричневый, но в жизни он ближе к розовому, граница-переход между серым и коричневым в левой части цветка — изогельный эффект — это из-за недостаточного времени восстановления. Сам негатив снят моноклем и тонирование оловом очень выделяет эффект воздушности вокруг лепестков, что не явно заметно при обычной печати при выбранных параметрах.
Как пример, исходный снимок + тонирование сепией
Ilford MG Classic, 24х30. Снег в нижней части снимка не восстановился полностью:
Здесь изображение мягкое, аккуратное. Единственное, света не усилились (ну и сканер чуть съел):
Еще вариант отпечатка на просроченной тонкой баритовой бумаге «Унибром» проявленной в лит-проявителе. Здесь листва на дубе здорово прорисовалась:
¹Состав усилителя из статьи:
г/л | ||
Хлорид олова (II) (дихлорид олова) | 19 | |
Трилон Б | 42 | |
Борная кислота | 22 | |
Гидроксид натрия | 25 | |
Тетрагидридоборат(III) натрия | 0.5 |
Если знаете секрет использования олова в фотографических целях, пробовали или просто интересуетесь — велкам в комментарии!
Метки: Ilford, оловянный тонер, просроченная бумага, рецепт, ручная печать, тонер, тонирование