Split grade: про печать на мультиконтрастной бумаге
Сегодня про split-grade. Пытаюсь разобраться и попрактиковаться, т.к. сталкиваюсь частенько в статьях различных про эту методику, на практике не сильно применяю. Мои попытки были, например, когда софт-печать практиковал.
Учитывая, что большую часть своих картинок я печатаю на мультиконтрастной бумаге, то не грех воспользоваться ее возможностями в полную меру. Зачем это делать? Думаю, самым простым объяснением будет то, что такая печать позволяет раздельно работать с контрастом в светах и тенях, управлять полутонами. Т.е. управляя фильтрами можно отпечатать желаемо любой негатив, особенно такие, где есть провалы и нормально печатать их нельзя. Простой пример — дерево на ярком солнце или снимок из поездки на реку Ислочь — деревянный мост в воде: при печати мне пришлось «вытягивать» информацию в нескольких местах. Сделав несколько контролек, подобрав фильтры, я получил в итоге света и тени такими, как хотел без особого шаманства.
А теперь обо всем по порядку на примере:
Традиционно, контролька, которая делается без всяких фильтров:
Если печатать негатив как нормальный, то выдержки в 4 секунды мне бы хватило для получения вполне себе контраста светов и теней и деталей тут и там. Однако, с провалами на самих досочках мостика и правая часть воды совсем бедово выглядит. Теоретически, белые дырки допустимы объемом в 5-10%, но можно же попробовать вариант, где все будет хорошо.
Я выбрал выдержку в 4″. При split grade печати ее делят пополам и печатают сначала света с фильтром 01 и выдержкой 2 секунды, а затем, с такой же выдержкой, тени с фильтром 5. Вот тут я промазал сразу. Т.к. при выборе базовой выдержки, которую нужно делить на фильтры, нужно брать длиннее.
И получив столь неконтрастную, беленько-серенькую бумажечку я решил увеличить сразу резко вверх выдержку, т.к. 4 было очевидно, что для разделения ее мало, а заодно и фильтр, т.к. по первой контрольке было видно, что на досках деталей нет, а там ведь виден каждый гвоздик….
И еще одним необходимым действием было вытягивание воды справа и затемнение кустов сверху, т.к. очень уж рябили они. Но это я сделал старинным способом — «волшебная-рука-размахивает-над-снимком-туда-сюда». Получилось не плохо 🙂
Split grade рулит 🙂
П.С.Бонусом картинка без масок по верху и воде:
И вот еще: в разных статьях о split grade пишут по разному: кто-то базовую выдержку выводит исходя из того, что необходимо печатать без фильтра, кто-то пишет, что нужен фильтр номер 2, но для бумаги какого производителя не указывают(я думаю, Ilford)- это нужно проверять.
1 пользуюсь фильтрами Ilford
2 Естественно, что никакой монитор не передаст всей прелести ручного отпечатка 😉
Метки: 4x5, darkroom, Large Format, split grade, большой формат, пейзаж, река, ручная печать, чб