Проявитель Жана Фажа

Небольшое вступление. Речь пойдет о работе с просроченной пленкой хранившейся в неизвестных условиях. Просроченную пленку для получения негативов я не использую. Негатив, все же, должен быть качественным и нормальным — я не сторонник проявки пленки (для получения нормального негатива) в различных непонятных для меня проявителях, которые никогда сам не использовал. 

В материале про Zeiss Ikon Box Tengor были анонсированы эксперименты с новым для меня проявителем. Абсолютно случайно попал под руку рецепт, а из-за доступности химикатов замутить его оказалось не сложно. Автор проявителя французский фотограф Жан Фаж. Состоит из двух растворов. Им очень удобно работать при проявке листовой пленки для управления проявкой светов и теней. В данном материале пока ограничился пленкой советского производства ФН64 (обработать до 06/91).

Проявитель Жана Фажа:

Запасной раствор «А»:
метол ………………………………………15 г
сульфит натрия безводный ……90 г
вода ………………………………………до 1 л

Запасной раствор «Б»:
фенидон …………………………………..1 г
гидрохинон ……………………………..15 г
сульфит натрия безводный ……75 г
поташ ……………………………………..30 г
вода ……………………………………….до 1 л

Первый раствор отвечает за старт теней — т.е. начинается их проработка, а во втором на негативе догоняются света. Таким образом можно осмысленно управлять процессом проявки. Конечно, нюансы: большое количество комбинаций времени проявки в первом и/или во втором. Дополнив играми с температурой — слишком много степеней свободы. 

Проявитель Жана Фажа. Примеры снимков. Пленка ФН64
Обычная температура воды для приготовления рабочего раствора — от 22ºС. Для повышения зернистости (за нее фенидон отвечает в Б) температуру можно поднять до 25ºС.

Разводить можно 1+19. При разведении 1+9, время сокращается на ~50%. Проявитель больше деталей вытягивает из негатива при медленной работе. Не ускоряйте.

Проявитель Жана Фажа. Примеры снимков. Пленка ФН64

Время проявки — стандартное: 7 минут работы первого раствора, затем сливают его и добавляют к раствору А порцию раствора Б. Далее идет 8 минут проявки в полученном А+Б растворе.

Процессом можно гибко управлять, как я говорил выше. Главные правила:

  • При увеличении времени обработки в первом растворе — увеличивается насыщенность теней. 
  • При увеличении времени обработки во втором растворе, растёт контраст, света прорабатываются глубже, повышается резкость.

В моем тесте пленка была снята с ISO10. 

Время проявки: 4 минуты в А и 7 минут в Б. Такое время выбрано было на основании найденной в Сети статьи о паре «проявитель Жана Фажа и ФН64». Был лестный отзыв о времени 4+7 и я решил попробовать. Температура проявления ~24ºС

В раствор я добавил немного БТА (антивуалент). Вуаль все равно осталась. Непобедима, думаю. 

Проявитель Жана Фажа. Примеры снимков. Пленка ФН64 Вуаль

Результаты на картинках к статье.
Проявитель Жана Фажа. Примеры снимков. Пленка ФН64
Проявитель Жана Фажа. Примеры снимков. Пленка ФН64

Проявитель Жана Фажа довольно интересный, гибкий.  Управлять проявкой сюжета можно, главное вывести формулу для своих пленок.

Дополнительно про проявитель на digitaltruth.com


Метки: , , , , ,