Фотографии

Пленочная фотография: есть ли будущее?

Пленка Ilford Delta

Пленка Ilford Delta

На вопрос из заголовка за весь мир не отвечу, но то, как я вижу свое будущее в этом ключе и сколько пленочная фотография будет со мной, ответ дам. Лук. Hasselblad. Flexbody, Distagon 50mm, Ilford HP5+, Rollei RHS DC. Пленочная фотография

Видя меня с пленочной камерой в руках, частенько в свой адрес слышу фразы типа «Вау! Прикольно! А разве пленку еще делают?» или «Брр, неужто не хватает цифровых фотиков?» и т.п. И вот здесь можно начать холивар на тему того, что цифра еще очень далеко от пленки и т.д. Но нет, отвечаю всем просто — мне нравится сам процесс и от него я получаю удовольствие в большем объеме, чем от съемки цифровой камерой. Учитывая, что я далеко не профессиональный фотограф, того снимаемого объема и результат этих съемок, меня вполне устраивает. Однажды, гуляя на рассвете с форматной камерой за плечами вдоль реки, я словил себя на мысли, что фотография как рыбалка — можно просидеть на месте и так ничего не словив. Но это же только видимая часть айсберга — я размялся (таскание 15 кг за плечами хорошая зарядка), погулял (свежий воздух и красивая местность вокруг), потренировал голову в поиске кадра и т.д. и т.п. Одним словом — кайф!

Про пленку и ее будущее.

Начнем с недалекого прошлого, когда производство пленки сильно просело, а несколько компаний совсем ушли с рынка, продав свои лицензии и производства, например, китайским фирмам, которые тут же наладили выпуск своих пленок (Kodak, если не ошибаюсь, теперь Lucky называется). Очень важный фактор в производстве и потреблении пленки — это американская киноиндустрия. Стоило ей объявить о переходе на цифровые съемки — тут же начались эти уходы с рынка. Но! Есть одна прекрасная британская компания Ilford, которая (судя по отчетам мелькающим в тематической прессе) за последние пять лет нарастила объемы продаж просто до невероятных цифр — сотни миллионов катушек. А все благодаря кому? Благодаря целевой аудитории в которую вхожу и я. Сейчас пленка модна у фотографов от 20 до 35 лет, т.е. у людей для которых творческий период либо начинается либо в самом разгаре.  Благодаря их поиску себя такие производители как Lomography, Polaroid и Fujifilm (с камерой Instax) выводя на рынок все больше и больше новых продуктов.  На Kickstarter то и дело взлетают сборы по возрождению/созданию новых пленок Ferrania, New55, например. Помимо пленки необходимо производить еще и сопутствующую химию, а еще нужно из негатива делать позитив. Итого — целая цепочка производств, которые просто так нельзя взять и закрыть.

Постсоветское пространство совсем голодное (можно же так сказать) на качественные продукты — у нас редкостью были увеличители Durst, Leitz и им подобные. Потолком были пленки Foma и ORWO, бумаги… Тасма и Свема спасали среднестатистического советского любителя-фотографа. Может у мастеров избранных и были самые-самые достижения мировой фотоиндустрии, но это штучный мир, недоступный. Сейчас — привезут нам с любого края планеты любой объем любого материала. В Беларуси  есть много крутых фотографов для которых съемка на пленочную технику немаловажный пласт в их творческой деятельности.

Резюмируя — ближайшее лет 20 смерти пленки не дождетесь не смотря ни на какие холивары «пленка vs цифра», ни на переходы киноиндустрии, ни на перепродажи/закрытия крупных контор. Пока миллионы любителей будут заряжать свои камеры — пленка будет жить.

П.С. Совсем недавно я открыл свой твиттер и наткнулся на минирозыгрыш от Ilford с призом в 5 катушек любимой плёнки: пара минут и ответы на несильно сложные вопросы позволили мне выиграть 5 пленок на выбор. Мелочь, но приятно мне и доказывает, что производители в соцсетях активны и постоянно на связи с потребителями своей продукции.

П.С.С. Жаль с darkroom’ми дела у нас не очень обстоят и нет сообществ мощных 🙁

Exit mobile version