Цианотипия 2 или новая цианотипия

Однажды наткнулся на статью1 профессора Майка Уэйра (Mike Ware) с описанием принципиально новой цианотипии. В разных источниках могут встречаться названия: цианотипия II, цианотипия 2 или новая цианотипия. Она была отложена до лучших времен, т.к. в этой формуле многое делается аналогично традиционной рецептуре.  Вот и пришло время попробовать ее на практике.

Главное отличие в том, что участвует абсолютно другое соединение железа: аммоний-железо (III) оксалат (триоксалатоферрат (III) аммония). Ярко-зеленые кристаллы:

Цианотипия 2. Химия процесса

Начнем с того, что есть один большой минус у этого рецепта — химия редкая. Процесс приготовления требует навыка: необходимо нагревать, охлаждать, ждать, фильтровать… Несомненно,  в фотомагазинах, особенно зарубежных, часто продают готовые наборы для цианотипии. Если вам сложно приготовить — приобретайте и творите!

Какие преимущества у рецепта?

Во первых, стойкость изображения — триоксалатоферрат гораздо стабильнее как соединение само по себе.

Во вторых, чувствительность сенсибилизированного слоя гораздо выше2 традиционной формулы. 

В третьих, проникновение в бумагу (или ткань) гораздо лучше, как следствие — изображения более стойкие. Например, можно джинсы напечатать 🙂

В четвертых, контраст и детализация выше3. Небольшой плюсик — однорастворный.

Цианотипия 2

(Внимание! Соблюдайте технику безопасности: внутрь не употреблять, не выдыхать, слизистые защищать, кожу беречь и т.д.)

Реактивы:

  • Аммоний-железо (III) оксалат (NH4)3[Fe(C2O4)3].3H2O ……30гр
  • Железосинеродистый калий (ККС) K3[Fe(CN)6] …………………10гр
  • Дистиллированная вода ……………………………………………………..100мл

 Приготовление осуществляется при неактиничном освещении. Это не менее важно!

  1. Нагреваем 20мл воды до 70°C и растворяем в ней ККС.
  2. Отдельно нагреваем 30мл воды до 50°C и растворяем в ней оксалат.
  3. Осторожно приливаем 1-ый р-р ко второму, т.е ККС в аммоний-железо.
  4. Тщательно перемешиваем. Храним в темной посуде в темном месте при комнатной температуре на пару дней для завершения процесса.
  5. Фильтруем раствор: на дне выпадут кристаллы, которые необходимо удалить. Они очень ядовитые!
  6. Полученный на этапе 5 раствор доливаем дистиллированной водой до 100мл.
  7. Еще раз фильтруем.

Итоговый раствор можно сделать более устойчивым — см. сноску 3. В описании автора есть информация, что сенсибилизатор может посинеть. Возможно, химикаты не химически чистые, также важно чтобы свет был не ярким света при приготовлении. Правильный раствор имеет яркий, желто-зеленый цвет, но при покрытии бумага становится ядовито-желтой. Безусловно, сравнивать нужно «в живую», но тем не менее, для сравнения цветовой гаммы с традиционным рецептом: 

Цианотипия 2. Проба пера

Слева новая рецептура, а справа старая формула.

Сенсибилизатор хорошо и долго хранится в темноте, в темной посуде, при комнатной температуре. Порции должно примерно хватить на 50 листов формата 20 на 30, но расход зависит от размеров и масштабов покрытия. Подготовленные листы могут покрываться мелкими очагами самопроявления, если свет неактиничный. Не храните заготовки, а быстренько выпускайте шедевры альтернативной фотографии. Не для хранения же мы тут столько химичили 🙂

Итак, раствор приготовлен. Экспериментируем!

Результаты

В качестве опытного образца была выбрана одна из старых работ — конкретно с данной работы начинались мои практики в цианотипии. Делаем тест, чтобы определить выдержку для печати и т.д. На самом деле, это все индивидуально и описывать смысла нет. А вот результаты, да, продолжаем. Важно еще знать, что акварельную бумагу нужно использовать оборотной стороной. 

Левая — новая цианотипия. Правая покрыта составом по Гершелю, однако в варианте с повышением контраста. Засвечивал УФ лампой мощностью в 100Вт. Идентичная промывка и сушка. Фотографии кликабельны:

Цианотипия 2. Новая рецептура Цианотипия 2. Старая рецептура
цианотипия II старая цианотипия

Как и традиционная формула, результат работы новой очень зависит от бумаги. Обычный Госзнак для акварели подошел на отлично. Но все это, опять же, дело индивидуальное. Нужно пробовать, подбирать. Например, на Fabriano полученные изображения как-то не сильно понравились. Возможно, тут надо сделать скидку на малое количество проб.

Цианотипия 2. Проба пера

Лошадка на бумаге Fabriano

Тонирование

Цианотипия II дает очень глубокий синий. Если пробовать тонировать, то важно учесть, что тонирование цианок процесс довольно капризный. Бывает, что работа смотрится лучше без тонирования. Как вариант,  можно сделать несколько копий или развить понимание как будет лучше смотреться. Все зависит от цели и качества бумаги, опять же. Мне синими они нравятся гораздо больше.

Тонировал по следующей схеме:

  • Отбелка в аммиаке или кальцинированной соде.
  • Промывка в теплой воде.
  • Погружение в крепкий зеленый чай или танин на 5 минут.
  • Ванна из очень разбавленной перекиси водорода для восстановления.
  • Финальная промывка и сушка.

Тонирование таннином:
Новая Цианотипия. Немного результатов
Чаем
Новая Цианотипия. Немного результатов
И пример совсем неудачного тонирования:
Новая Цианотипия. Немного результатов

В заключение хочу сказать, что мне нравится новая рецептура. Вероятно, следует еще потренироваться. Однако, уже сейчас вижу, что для меня цианотипия вышла на новый виток. А когда результат нравится итогом является:

Новая Цианотипия. Немного результатов

Ждите обновлений в альбоме альтернативных процессов 😉


  • Статья о старой и новой цианотипии от автора метода(англ).
  • 2 В книге Антона Евтушенко «Цианотипия 3.0: от нуба до мастера» приводятся цифры, что чуть ли не в 1000 раз, но я такого не заметил.
  • Если в рецепте на шаге 2 добавить 0,1гр дихромата аммония (или калия) в раствор. Правда, побочным эффектом к этому является повышение контраста сенсибилизатора. 

Метки: , , , ,


Добавить комментарий