Лит-печать: что, как, на что стоит обратить внимание

В прошлый раз, когда занимался изготовлением проявителя СТ, задумался о том, что можно же поле экспериментов расширить. Выбор пал на лит-печать — давно обратил внимание на результаты работы по процессу. Они весьма необычные. Лучше всего работать на просроченной бумаге, но я транслировал его на и свежую бумагу. Но, повторюсь, как по мне — советская «просрочка» лучше подходит, чем свежий Ilford. Проявитель по составу совсем не сложный: замешал по формуле Kodak D-9¹. 

В этом процессе нет никаких контролек, т.к. проявитель быстро сдыхает и каждая последующая работа несколько не похожа на предыдущую. Чтобы печатать много за подход нужно периодически компенсировать, доливая свежую порцию растворов A+B (10% от первоначального объема). Весь процесс контролируется визуально и необходимо уметь понимать контраст изображения при красном цвете.

Вот моя первая картинка, выполненная по этому процессу. Этакое нечто, а не результат. Хотя, творчество, чего уж там:

Лит-печать. Первая проба

В дальнейшем, читая о процессе по форумам, я понял, что своим первым же тестом нарушил все правила, которые имеет лит-печать, а именно:

  • агитация должна быть равномерной (желтая полоса в середине следствие того, что снимок лежал без движения в кювете несколько минут. Был еще вариант полосатой картинки — ребра кюветы пропечатались);
  • время экспонирования влияет на света и контраст: короткие выдержки повышают контраст, но «съедают» детали в светах и наоборот(у меня выдержка была 1 минута);
  • тени насыщаются со временем. Процесс проявки идет до момента, когда вы посчитаете тени проработанными (я устал ждать проявки, если честно).

Позже, отрегулировав процесс, добавив еще и «просрочку» к экспериментированию, результатами процесса стали уже совсем другие изображения.

в составе А+B+вода при пропорции 1:1:3 — тени «набираются» плотно и быстро, но обнаружился нюанс — коричневые тона изображения проявляются при длительной проявке. Так что смотрите, что важнее — оттенок или скорость получения картинки. В одной из статей вычитал, что истощенный проявитель лучше не выливать, а просто добавлять новую порцию A+B к нему. Теперь так и делаю.

Пробуйте, экспериментируйте. Лит-печать для того и придумана. Главное правила соблюдайте — это не тот случай, когда их можно нарушать для получения чего-то интересного 😉 И не нужно думать, что если негатив так себе, то лит-печать спасение — вовсе нет. Это просто другой вариант печати.


¹ Рецепт Kodak D-9(на англ)

Раствор A:

500 мл разогретой до 52° C воды……………………………………………500 мл
Метабисульфит натрия……………………………………………………………22.5 г
Гидрохинон………………………………………………………………………………22.5 г
Калий бромистый…………………………………………….………………………22.5 г
Объем раствора доводится холодной водой до………………………1000 мл

Раствор B:

Вода холодная………………………………………………………………………….1000 мл
Гидроокись натрия (едкий натр)……………………………………………52.5 г

Часть B вводится в часть A в соотношении 1:1. Полученный раствор доводится водой в нужной пропорции, например, 1:9. При таком разбавлении сохранность лучше, но очень медленно идет процесс проявления.

П.С. А в книге Яштолд-Говорко, изданной в 50-х прошлого века, есть похожий рецепт в котором химии больше примерно в 2 раза и называется он остроконтрастным проявителем.

И бонус: большая порция различных рецептов проявителей


Метки: , , , , , ,


Добавить комментарий