Лит проявитель Самарина
Расскажу о еще одном рецепте проявителя, который предназначен для работы с техникой лит-печати — лит проявитель Самарина(автор рецептуры известный российский фотохудожник Валерий Самарин). Данный проявитель похож по составу на проявитель Kodak D-9, но состоит из четырех исходных растворов. Каждый раствор отвечает за свое направление:
Раствор A — проявитель
Раствор В — контраст
Раствор С — зернистость
Раствор D — цвет
Перейдем к рецепту. Итак, лит проявитель Самарина состоит из 4-х компонент, значит на каждый раствор понадобится по 1 литру воды, желательно дистиллированной. Для лучшего растворения можно подогреть до 35-40°С (кроме предназначенной для раствора B).
Раствор А («проявитель»):
Метабисульфит натрия ……………………………………….25 г
Гидрохинон …………………………………………………………50 г
Раствор B («контраст»):!!!только в холодной воде и очень аккуратно с этой химией!!!
Гидроокись натрия (едкий натр)…………………………50 г
Раствор С («зерно»):
Сульфит натрия безводный…………………………………100 г
Раствор D («цвет»):
Калий бромистый…………………………………………………100 г
Рабочий раствор состоит из смеси A+B+C+D исходя из соотношения 25 мл + 25 мл + 25 мл + 10 мл на 1 литр воды. Эти пропорции можно варьировать как угодно для придания различных эффектов конечному изображению. Плюс, не забываем о том, что мы можем управлять насыщением теней и деталями, что дает еще одну степень свободы 😉 Мое поле экспериментов (пока) распространяется на изменение соотношения компонента D — цвета. Цвет и оттенок зависят и от вида бумаги, и от объема химии, и от истощения раствора. Соблюдайте меры безопасности при работе с химией!
Вот что у меня получилось при разных вариантах проявки на просроченной бумаге Березка (1989):
А проводя предварительное сравнение «лит проявитель Самарина vs Kodak D-9», могу сказать, что получить такого густого черного в тенях при теплых, жёлтых светах (как в моей серии «Лодки») пока не получается как не варьируй состав. Посмотрев результаты работы в сети, складывается мнение, что и не получу — максимум этого проявителя — теплые, ровные снимки близкой к кремовой тональности. «Перевернуть» изображение пока не получается. Но в целом — хороший и гибкий вариант.
П.С. Рецепт брал здесь.
Метки: альтернативный процесс, большой формат, лит-печать, просроченная бумага, проявитель, рецепт, ручная печать