Готовим сами проявитель для бумаг

Сегодня поговорим о том, как и зачем смешать проявитель.

Для проявки черно-белых фотобумаг я обычно использую проявитель Ilford PQ, который прекрасно справляется со своей задачей и есть в продаже в виде концентрата. Но так не интересно: ведь все придумано задолго до нас и потому нужно лишь разжиться небольшим количеством химикатов химичить дедушкин рецепт — самый простой и действенный проявитель для бумаг известный в народе как СТ. Зачем? Ну это интересно и дешево: обходится мне трехлитровая банка такого проявителя примерно в доллар¹.

Проявитель Чибисова (стандартный проявитель № 1, СТ-1) – метол-гидрохиноновый проявитель. Назван так по фамилии своего создателя Константина Владимировича Чибисова. Предназначен для обработки негативной черно-белой фотопленки, фотопластинок и фотобумаги при температуре в 20ºС 2 минуты.

Вот его официальный рецепт:

Метол …………………………………………………….. 1 г
Сульфит натрия безводный …………………… 26 г
Гидрохинон ……………………………………………. 5 г
Сода безводная ………………………………………. 20 г
Бромистый калий …………………………………… 1 г
Вода ……………………………………………………….. 1 л

Компоненты растворяют в указанном порядке (порядок растворения важен) в 750 мл воды температуры 30-45°, затем доливают воды до 1 л, охлаждают раствор.
Проявляющими веществами являются метол и гидрохинон, их пропорции подобраны для обеспечения нормального проявления (проявления средней контрастности). Сода является ускоряющим веществом, поскольку создает щелочную среду. Бромистый калий является противовуалирующим веществом.

Например, книга Яштолд-Говорко² дает такое соотношение:

Метол …………………………………………………….. 1 г
Сульфит натрия безводный …………………… 25 г
Гидрохинон ……………………………………………. 4,5 г
Сода безводная ………………………………………. 17 г
Бромистый калий …………………………………… 0.5 г
Вода ……………………………………………………….. до 1 л

Выбирайте свой, на вкус и цвет.

Жизнь и годы практики вносят свои коррективы и меня научили вот такому составу:

Сульфит натрия безводный …………………… 6± г
Метол …………………………………………………….. 1 г
Сульфит натрия безводный …………………… 20 г
Гидрохинон ……………………………………………. 5 г
Сода безводная ………………………………………. 20± г
Бромистый калий …………………………………… 0.3 г
Вода ……………………………………………………….. до 1 л

± указываю потому, что небольшой объем сульфита натрия нужно растворить первым для предотвращения окисления метола, но в целом его объем должен быть 26 гр/литр.

  • Каждый последующий химикат добавляется после полного растворения предыдущего!
  • Уменьшение объема KBr в составе связано с тем, что он набирается проявителем из фотоматериала и от большого первоначально добавляемого количества растет контраст.
  • После суток отстоя выпадает осадок, который можно отфильтровать, а можно оставить — кто знает какие там полезные микрограммы остались? 🙂
  • Для правильного запуска в «чистовую» работу рекомендуют предварительно хорошенько попроявлять в нем контрольки, листы и т.д.
  • Для уменьшения скорости можно разбавлять водой в соотношении 1:1, например.
  • Сам же проявитель, в зависимости, от времени и объема проявленного в нем материала, становится менее контрастным, работает медленнее, что дает новые плюсы.

Теперь о моей практике его применения.

На старой, глубоко просроченной бумаге «Бромпортрет» (использовал ее однажды для печати снимка с поларойда) с конкретной вуалью попробовал отпечатать небольшой пример. Проявка тестового примера показала, что проявитель работает и достаточно одной минуты для нахождения точки черного. Но на поиски точки заморачивался не сильно: делать пробу для поиска значения точного необходимого времени было лень. Все «на глаз» — тени есть и добро.

Тест проявителя СТ

«Бромпортрет» 13х18, Индустар 100У 4/110, f=16, шаг 1 секунда

Тест проявителя СТ

Может быть, если добавить KBr побольше или БТА, то вуаль бы победил, но нет цели использовать этот проявитель для «просрочки», т.к. ее банально не держу да и картинка такая творческая мне очень нравится.

И вариант работы на свежей бумаге Ilford MGFB Classic:

Тут, видимо, злую шутку со мной сыграл недостаток бромистого калия, т.к. контраст практически пропал. Или может другое что?

  1. проявитель работает сверхбыстро — визуально проявка контрольки закончилась секунд через 30, дальше бумага просто «сгорела»;
  2. контраст исчез как класс, бумага «сереет» на коротких выдержках. С шагом 1 секунда на первом шаге контраста нет, а шаг с 2-мя секундами — все уже серое.  Не сильно я понял этого и посчитал, что недостаток антивуалента на лицо.
  3. Поднял контраст фильтром 5 и переделал пробу.

Тест проявителя СТ на бумаге Ilford

«Ilford MGFB Classic», Индустар 100У 4/110, f=16, 5 секунд с фильтром 5³

Итого, замешивая самостоятельно проявитель:

  • вы сильно экономите;
  • вы можете регулировать состав для регулирования процесса проявки;
  • со временем становится мягче, что иногда нужно тоже;
  • вы переходите на следующий уровень магии 😉

П.С. вот тут, кстати, просто и доступно пишут о предназначении химикатов из состава проявителей.


¹ Покупал химикаты россыпью небольшими порциями. При закупке химии оптом дешевле на несколько порядков, но хранить килограммы того, что нужно для процесса в граммах не вижу смысла.

² Про дедушкин рецепт в начале я написал не зря, т.к. книга Яштолд-Говорко «Руководство по фотографии», помогающая мне разбираться в премудростях фотомагии, принадлежала еще моему прадедушке.

³ Картинки живьем выглядят гораздо интереснее, чем сканы на экране.


Метки: , , , , ,


Добавить комментарий